Мифы о МИС: почему в каждом десятом ЛПУ России до сих пор не установлена медицинская информационная система

Согласно опросу Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), на начало IVквартала 2019 года медицинские информационные системы (МИС) не установлены в 12 % лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) России, а в 28 % случаев компьютеры медперсонала не подключены к уже работающим в медорганизациях МИС. При этом, по дорожной карте Минздрава, ещё к концу 2018 года показатель обеспеченности ЛПУ медицинскими информационными системами должен был составлять 100 %. Почему же процесс так затянулся?

Ответственные лица в качестве причин, по которым их организации не используют медицинскую информационную систему или работают в усечённом формате, чаще всего называют четыре распространённых мифа о МИС. Зародившись в 70–80-х годах прошлого века, они упорно живут в профессиональной среде.

Миф № 1: МИС — это очень дорого.

Происхождение мифа:пришёл из 1970-х годов. В то время автоматизацию могли себе позволить только крупнейшие научные медицинские центры, и это действительно было дорого.

На самом деле:«Стоимость внедрения МИС зависит от того, какой вариант выбран для установки, — поясняет Андрей Васильченко, специалист компании Master Lab, разработчика медицинской информационной системы MedWork.— Если клиника заказывает индивидуальную разработку продукта, она должна быть готова к высоким расходам. Если останавливается на коробочном решении, то затраты могут быть сокращены в 2–2,3 раза. В зависимости от размера клиники и требований к МИС базовая стоимость “коробки” составит 15–35 тысяч рублей. Вместе с установкой и настройкой — от 75–90 тысяч».

Эксперт рекомендует выбирать решения, позволяющие в дальнейшем развивать МИС по мере роста клиники (если такое предполагается) и без проблем подключать дополнительные рабочие места и модули, в которых возникнет необходимость. Такие, например, как интеграция с внешней лабораторией, учёт препаратов, СМС- или e-mail-информирование пациентов. Это позволит дорабатывать и расширять существующую систему, а не устанавливать новую.

Миф № 2: для обслуживания и апгрейда МИС придётся нанимать целый штат специалистов.

Происхождение мифа:из 1980-х годов, когда медицинские информационные системы были локальными разработками для каждого конкретного ЛПУ и для их обслуживания требовался большой коллектив.

На самом деле:чтобы обслуживать современную МИС, достаточно штатного ИТ-специалиста медучреждения. Более того, при использовании передовых систем для того, чтобы редактировать и пополнять библиотеки вводных форм, выписок и отчётов, вносить изменения в структуру базы данных, не требуется никакой специальной квалификации.

Отдельно стоит сказать и о принципе открытой архитектуры, на котором сегодня строят свои МИС ведущие разработчики. Он даёт возможность подключать к медицинской информационной системе модули, разработанные непосредственно пользователями, и таким образом самостоятельно проводить апгрейд при необходимости.

Миф № 3: сотрудники учреждения не обладают достаточной квалификацией в сфере ИТ, они долго будут учиться пользоваться МИС, а это негативно скажется на рабочих процессах.

Происхождение мифа:так же как и № 1, он уходит корнями в 1970-е годы, когда слова «работа на компьютере» и «программирование» были почти синонимами.

На самом деле:современные МИС интуитивно понятны, для работы с ними не надо быть программистом. Кроме того, разработчики передовых решений учитывают в интерфейсе множество деталей, чтобы переход на новую программу был эффективным и недолгим. Например, в медицинской информационной системе MedWork история болезни пациента имеет вид привычной для докторов медкарты, в которую входит набор документов, бланков. Выписка из неё создаётся автоматически.

Поэтому, чтобы успешно взаимодействовать с современными МИС, не требуется специального образования — достаточно пройти обучающий курс, который обычно предлагает разработчик на стадии внедрения. Так, в медицинском центре «Здоровье» города Новомосковска Тульской области, несмотря на опасения, что персонал не справится с новой МИС, врачи, регистратура и касса начали без проблем работать с программой после 3-дневного обучения.

Миф № 4: поставить или модернизировать МИС — значит остановить или серьёзно затруднить работу клиники.

Происхождение мифа:пришёл из 1990-х годов, периода «дикой автоматизации», когда в разных отделениях одного учреждения часто стояли системы, не связанные между собой. Попытки их интеграции друг с другом чаще всего заканчивались плачевно.

На самом деле:для автоматизации ЛПУ или проведения работ в рамках модернизации деятельность учреждения останавливать не нужно. «При замене устаревших программ на современную медицинскую информационную систему в ФГБУ “Поликлиника № 4 Управления делами Президента Российской Федерации” ни в коем случае нельзя было прекращать работу пользователей. Поэтому мы приняли решение устанавливать модули постепенно. Как только какой-то из них был настроен, сотрудники обучены, он сразу же вводился в работу и брал на себя функции старой программы, — рассказывает Валерий Кузнецов, ведущий программист (MasterLab).— Чтобы обеспечить связь между отделами, которые уже перешли на новую систему, и теми, кто ещё пользовался старыми программами, мы использовали временные конвертеры».

Эксперт поясняет, что такой подход обеспечивает этапность и плавность внедрения новой МИС и позволяет не прерывать работу медучреждения.

Стереотипы и мифы, стоит признать, достаточно сильно мешают процессам автоматизации медорганизаций, объективно приносящим гораздо больше пользы, чем неудобств. Например, 53 % сотрудников медучреждений, согласно опросу АРМИТ, отмечают, что информатизация системы здравоохранения существенно помогает им в работе. При этом только 2 % считают, что реальный уровень автоматизации процессов в ЛПУ соответствует тому, о котором говорится в отчётах и СМИ.

Заказать звонок
Ваше имя
Номер телефона
?
Обратная связь
+
Форма обратной связи
Тематика обращения
Адрес*
Название конфигурации
ФИО
Номер телефона
Адрес эл. почты
Способ получения ответа
Название организации
Адрес организации
Инструкция по отправке заявки на получение лицензионного ключа MedWork