Итоги «Электронной Москвы»: полный провал и нарушения на сотни миллионов

Контрольно-счетная палата Москвы продемонстрировала масштаб финансовых и законодательных нарушений при реализации программы «Электронная Москва». По данным аудиторов, только сумма неэффективно использованных средств достигает 4,7 млрд руб., а из 86 запланированных к вводу информационных систем в столице не введена в эксплуатацию 61.

Московская Контрольно-счетная палата (КСП) опубликовала результаты своей проверки (скачать документ .DOC) работ по столичной информатизации за последние годы. Отчет КСП охватывает деятельность по внедрению ИТ в Москве в 2008-2010 г.г. и в начале 2011 г.

Контрольный орган расценил исполнение программы «Электронная Москва» весьма критически. Согласно материалам проверки, прямые финансовые нарушения при информатизации Москвы с 2008 г. составили почти 283 млн руб. При этом КСП отмечает, что «неэффективное использование бюджетных средств» за этот срок достигло 4,7 млрд руб.

Чтобы прийти к таким выводам, КСП исследовала состояние дел в четырех департаментах правительства Москвы: в Департаменте информационных технологий (ДИТ), Департаменте здравоохранения, Департаменте образования и Департаменте экономической политики и развития.

Предполагалось, что под эгидой ДИТ будут разработаны и введены в промышленную эксплуатацию в столичном хозяйстве 86 ИСиР (информационных систем и ресурсов) на сумму 3,3 млрд руб. Однако к 15 июня 2011 г. в эксплуатацию было введено 25 ИСиР на 542 млн руб. 61 информационная система не вошла в промышленную эксплуатацию, и, подчеркивают аудиторы, «расходы в сумме 2,754 млрд руб. были произведены безрезультатно».

Заодно проверка установила, что уже закупленные оборудование и вычислительная техника на сумму 452,5 млн руб. не используются более 5 лет.

Финансовые нарушения и неэффективное расходование средств, обнаруженные в ходе проверки «Электронной Москвы»

Финансовые нарушения
Нарушения в области закупок для государственных нужд 10,68 млн руб.
Нарушения правил бухучета 86,03 млн руб.
Сверхнормативные и избыточные расходы. 185,96 млн руб.
Всего 282,67 млн руб.
Неэффективное использование бюджетных средств
Затраты государственных средств сверх необходимого 1,32 млрд руб.
Неиспользование государственных средств и имущества по назначению 3,38 млрд руб.
Всего 4,69 млрд руб.

Источник: Контрольно-счетная палата Москвы

Интересна описанная аудиторами практика уклонения московскими бюджетниками от конкурсных закупок. Так, в ходе проверки КСП обнаружила в 2008-2010 г. резкий рост доли закупок малого (до 100 тыс. руб.) объема, не требующих проведения конкурса. Если в 2008 г. доля таких закупок в общем объеме расходов на эксплуатацию ИСиР (по всем четырем департаментам) составляла 36,8%, в 2009 г. - 64,5%, то в 2010 г. - уже 71,6%.

Аудиторы в своем отчете выделили организации здравоохранения Москвы, которые в 2008-2010 г. с помощью «малых закупок» израсходовали лишь 25,8% процента от всех расходов на эксплуатацию ИСиР (648,14 млн руб.). При этом у некоторых бюджетных организаций столицы «закупки малого объема» в этот период составляли 70-80% бюджета.

Контрольно-счетная палата отмечает высокую частоту расторжения государственных контрактов, заключенных Департаментом информационных технологий. Так, в исследованный период было расторгнуто 13 контрактов на выполнение НИОКР на общую сумму 1,159 млрд руб. Еще семь госконтрактов с общим кассовым расходом 1,6 млрд руб. ДИТ планирует расторгнуть в ближайшее время.

Кроме того, аудиторы отмечают ряд нарушений Закона о госзакупках при проведении конкурсов по «Электронной Москве».

Результат проверки Контрольно-счетной палатой программы «Электронная Москва»

Цель программы Результат
Здравоохранение
Повысить эффективность и качество медицинских услуг и системы здравоохранения за счет использования ИКТ Разработанные прототипы медицинских информационных систем до промышленного внедрения не доведены, работы прекращены в 2008 г.
Автоматизация деятельности детских поликлиник на уровне регистратур и лечащих врачей фактически отсутствует
Обновление парка средств вычислительной техники, оборудования и лицензионного программного обеспечения осуществляется с опозданием на 3-5 лет
Образование
Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных ИКТ Единая образовательная информационная среда отсутствует
Более половины бюджетных средств, выделяемых окружным управлениям образования Москвы на эксплуатацию ИСиР, расходовалось на эксплуатацию бухгалтерского ПО (с 40,2% в 2008 г. до 54,2% в 2010 г.). Годовые затраты на одно бухгалтерское АРМ в среднем по городу составили более 35 тыс. руб., что в 40 раз превышает затраты на эксплуатацию АРМ в образовательных учреждениях.
Безопасность города
Повышение эффективности городских органов управления по обеспечению безопасности населения, оптимизация оперативного реагирования в чрезвычайных и аварийных ситуациях В 2006-2008 г.г. заключено 29 госконтрактов на монтаж оборудования Системы обеспечения безопасности города (СОБГ). 28 контрактов не исполнены (из них по 24 истекли сроки действия). На 01.01.2011 г. выплачено авансов на 43,87 млн руб.
На складах поставщиков находится закупленное и неиспользуемое оборудование СОБГ на общую сумму 23 млн руб.
Социальная карта москвича (СКМ)
Повышение социальной защищенности жителей города Москвы и оказание поддержки малоимущим и незащищенным слоям населения Общие затраты бюджета на разработку СКМ и эмиссию социальных карт москвича в 2002-2010 годов и истекший период 2011 г. составили 1,173 млрд руб. Планом информатизации на 2011 год и Государственной программой города Москвы «Информационный город (2012—2016)» модернизация проекта СКМ или использование компонентов СКМ как основы для регионального проекта «Универсальная электронная карта», не предусмотрены.
Управление бюджетным процессом (АИС УБП-2)
Автоматизация деятельности финансовых органов Москвы За 2003-2010 г. расходы бюджета на городские программы информатизации составили 846,8 млн руб. В 2010 г. на тиражирование объектов системы и опытную эксплуатацию затрачено 248,1 млн руб. Работы по тиражированию узлов АИС УБП-2 в 2010 г. не соответствуют запланированным результатам, система в установленных объемах не функционирует. Дальнейшая реализация проекта АИС УБП-2 признана нецелесообразной.

Источник: Контрольно-счетная палата Москвы

Можно заметить, что практически весь исследованный Контрольно-счетной палатой период относится к деятельности лишь прежних руководителей программы «Электронная Москва» и почти не затрагивает ее нынешнего руководства.

Стоит напомнить, что целевая программа «Электронная Москва» была разработана в 2002 г., а начало ее реализации относится к 2003 г. Первоначально к выполнению программы была привлечена специально созданная компания «Электронная Москва» под руководством основателя, совладельца и на тот момент главы телеком-оператора «Комкор» (впоследствии переименованного в «Акадо») Юрия Припачкина. В конце 2005 г. итоги работ по программе вызвали неудовольствие столичного мэра Юрия Лужкова, и Припачкин, покинув «Электронную Москву», сосредоточился на деятельности в «Комкоре».

Тогда же программа была переведена в ведение Управления информатизации Москвы, которое возглавлял Алексей Михайлов. В августе 2009 г. Михайлов покинул свой пост. По данным источников CNews, он уехал в США с формулировкой «для прохождения лечения». Новым руководителем Управления, впоследствии преобразованного в Комитетстал Михаил Алешин.

Алешин возглавлял Комитет информатизации Москвы вплоть до отставки столичного мэра Юрия Лужкова. Сменивший его Сергей Собянин в октябре 2010 г. назначил главой вновь образованного Департамента информационных технологий правительства Москвы Артема Ермолаева, бывшего советника главы Минкомсвязи Игоря Щеголева. При этом Михаил Алешин работал в Департаменте в качестве заместителя главы до мая 2011 г., пока не покинул госслужбу «по собственной инициативе».

В августе 2011 г. правительством Москвы утверждена новая программа информатизации «Информационный город», которую Контрольно-счетная палата также уже успела раскритиковать.

CNews удалось связаться лишь с одним из бывших глав Управления информатизации Москвы — Михаилом Алешиным, который узнал об итогах проверки от CNews, после чего отказался от комментариев.

Нынешний руководитель Департамента информатизации Москвы Артем Ермолаев находится в отпуске. Представители Департамента и Контрольно-счетной палаты не смогли прокомментировать итоги проверки к моменту публикации этого материала.

Интересно отметить, что председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских занимает свой пост с 2000 г. В 2008 г. постановлением Мосгордумы он был утвержден в должности председателя Палаты на новый срок.

Заказать звонок
Ваше имя
Номер телефона
?
Обратная связь
+
Форма обратной связи
Тематика обращения
Адрес*
Название конфигурации
ФИО
Номер телефона
Адрес эл. почты
Способ получения ответа
Название организации
Адрес организации
Инструкция по отправке заявки на получение лицензионного ключа MedWork