Минздрав: ИТ-компании потеряли интерес к информатизации здравоохранения

Проблемы, возникшие в ходе реализации проекта по созданию Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), были вызваны недостаточным финансированием и неготовностью ИТ-компаний к долгосрочному сотрудничеству. С таким заявлением на конференции CNews «ИКТ в госсекторе 2014» выступил заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ Роман Сафронов.

Выделенных на проект средств изначально было недостаточно, а потому Минздрав сначала ставил задачу провести информатизацию хотя бы в каждом пятом медицинском учреждении, чтобы наладить между ними информационный обмен, говорит Сафронов.

О недостаточности финансирования говорилось и раньше. Так, в январе 2013 г. министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщала, что на информатизацию в 2011-2012 гг. было предоставлено 20,2 млрд руб. из ФФОМС и 9,2 млрд руб. из бюджетов субъектов (эти средства распределяли сами регионы, закупая компьютеры, прокладывая сети и внедряя медицинские информационные системы). Еще около 4,9 млрд руб. Минздрав направил на создание и внедрение федеральных прикладных компонентов ЕГИСЗ (сервисы электронной очереди, электронной медкарты, аренда ЦОДа и каналы связи от него до регионов). При этом идеолог концепции ЕГИСЗ Олег Симаков рассказывал CNews, что в ходе разработки концепции ЕГИСЗ объем необходимого финансирования оценивали примерно в 96 млрд руб.

«В 2013 г. федеральное финансирование закончилось, и в 2014 г. мы увидели, что регионы не готовы выделять из своих бюджетов средства даже на эксплуатацию тех ИТ-решений, что уже внедрены», — сообщил Роман Сафронов. Например, в Курганской области на 2014 г. финансирование ИТ в здравоохранении, по информации портала Urfotech.ru, сократилось до нуля, хотя изначально по региональной программе предполагалось выделить 55 млн руб.

На момент начала проекта ЕГИСЗ на рынке не было крупных поставщиков ИТ-решений для медицины. У компаний, которые считались крупнейшими в этой сфере, был опыт реализации проектов с 1,5 тыс. рабочих мест, а в здравоохранении работает порядка 2 млн специалистов, отметил Сафронов.

В итоге, многие интеграторы оказались не готовы к долгосрочному сотрудничеству и принимали участие в проекте только на этапе значительного федерального финансирования. «Когда пришло время отрабатывать технологии и бизнес-процессы, а объем финансирования ограничился сопровождением проекта, большинство компаний покинуло рынок. Они прекратили свое существование или находятся в поиске инвестора», — рассказал представитель Минздрава.

Затягивала проект и конкурентная борьба между поставщиками, которые зачастую обращались в ФАС и добивались расторжения текущих контрактов, из-за чего заказчики не успевали в срок освоить выделенные на проект средства и по окончанию года возвращали их в федеральный бюджет.

«Мы стараемся использовать ту инфраструктуру, что уже работает в рамках электронного правительства и региональных программ по информатизации госорганов, — говорит Сафронов. — Некоторые компании из-за сиюминутной экономии поставляли оборудование, несовместимое с тем, на котором работают другие ИС. Из-за этого таким регионам в дальнейшем потребуются значительные средства, чтобы просто наладить взаимодействие всей имеющейся инфраструктуры».

Несмотря на все возникшие препятствия, цели, поставленные в ходе программы информатизации здравоохранения, в основном, выполнены, считают в Минздраве. Одной из следующих задач министерство считает автоматизацию бизнес-процессов медучреждений с помощью информационных технологий.

«Многие думают, что появилась электронная услуга «запись к врачу» — и наступит счастье, не будет очередей, но так не бывает», — говорит Сафронов. Медицинский персонал, по его словам, приходится тщательно контролировать и мотивировать.

Так, в медучреждениях уже установлены коэффициенты того, какое количество людей, воспользовавшихся электронной услугой «запись к врачу» на портале госуслуг, в течение какого времени ждут приема специалиста. В одном из регионов, рассказывает Сафронов, решили улучшить показатели и потому завели «фиктивного» врача, на прием к которому и записывали пациентов. В результате, фактическое время ожидания в очереди было больше того, которое считалось по формальным показателям.

Несмотря на все сложности, информатизация здравоохранения в России — это крупнейший в мире проект подобного рода, считают в Минздраве, подчеркивая, что многие компоненты ЕГИСЗ реализованы на свободном программном обеспечении. В месяц, по оценкам министерства, по всей России регистрируется около 110 млн транзакций, и это только по услуге «запись на прием к врачу».

http://www.gosbook.ru/news/85235

Заказать звонок
Ваше имя
Номер телефона
?
Обратная связь
+
Форма обратной связи
Тематика обращения
Адрес*
Название конфигурации
ФИО
Номер телефона
Адрес эл. почты
Способ получения ответа
Название организации
Адрес организации
Инструкция по отправке заявки на получение лицензионного ключа MedWork